Официально

Портрет района

Жителям

Главная » Новости » О переходе на новую систему обращения с отходами с 2019 года

О переходе на новую систему обращения с отходами с 2019 года

ИНФОРМАЦИЯ об основных положениях законодательства по переходу на новую систему обращения с отходами

С 2016 года в сфере обращения с отходами произошли существенные изменения.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации расширены и уточнены полномочия субъектов Российской Федерации по регулированию сферы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), при этом, органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Вводится новая система обращения с ТКО, институт регионального оператора, в обязанности которого входит оказание новой коммунальной услуги по обращению с ТКО и новые подходы к тарифному регулированию в данной сфере.

Распределение полномочий:


С 1 января 2016 года субъекты Российской Федерации реализуют отдельные полномочия в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО:
- разработка территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, реализация региональных программ (Министерство охраны окружающей среды Кировской области)
- утверждение инвестиционных программ операторов (Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области, далее - МинЖКХ), а также Единых тарифов региональных операторов (Региональная служба по тарифам, далее - РСТ)
- установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (МинЖКХ)
- утверждение порядка сбора ТКО, в том числе раздельного сбора (МинЖКХ)
- утверждение правил деятельности регионального оператора и осуществление контроля за деятельностью регоператора (МинЖКХ)
- с участием ОМС организация деятельности в сфере обращения с ТКО (МинЖКХ)

Этапы перехода на новую систему:


Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена этапность перехода на новую систему обращения с ТКО. Переходный период (до 01.01.2019), позволит субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

При этом субъектам Российской Федерации необходимо:
в течение 2017 года - завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов, утверждению региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа), корректировке территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема), подготовке документации об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - соглашение);

не позднее 1 мая 2018 года - определить регионального оператора и заключить с ним соглашение. Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора. На территории Кировской области конкурсный отбор регионального оператора организует и проводит МинЖКХ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

до 1 июля 2018 года - обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в РСТ. Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.;

не позднее 1 января 2019 года - обеспечить наступление обязанности собственников ТКО по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Особенности оказания услуги по обращению с ТКО (в дальнейшем коммунальной услуги:


На основании вышеизложенного, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.
Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Одновременно следует обратить внимание, что согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор. транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с:
- Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»;
- региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
- территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с
ТКО.

Согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Зона деятельности регионального оператора:

На территории Кировской области будет действовать один региональный оператор. При этом региональный оператор вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (при наличии лицензий на сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности), так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющих соответствующие лицензии.

В соответствии с пунктом 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01.01.2018.

Реализация Территориальной схемы:

Распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

С 2014 года статьей 12 Закона № 89-ФЗ введен запрет на размещение (захоронение) отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). На сегодня, в регионе 22 объекта (полигона) внесены в ГРОРО и соответствую требованиям законодательства.

На сегодня дефицит мощностей полигонов составляет 70%. При создании объекта для размещения отходов областного центра, нехватка мощностей полигонов составит 22%. Единственный выход из создавшейся ситуации - необходимость межмуниципального использования полигонов, перераспределение потоков, ранее размещаемых на свалках, исключительно на полигоны, внесенные в ГРОРО.
Начиная с 2018 года, тарифы на размещение ТКО будут устанавливаться только на объекты, внесенные в ГРОРО, и только тем организациям, которые имеют соответствующую лицензию.

Согласно пункту 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Обратите внимание: С 01.01.2018 вводится запрет на захоронение отдельных видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты. Перечень указанных видов отходов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р.

В 2012 году в Кировской области проведена инвентаризация объектов размещения коммунальных отходов. На основании полученных результатов в соответствии с принятым органом местного самоуправления решением Правительством Кировской области принято распоряжение 28.12.2013 № 431 «Об утверждении перечня свалок твёрдых бытовых отходов, подлежащих рекультивации, и перечня свалок бытовых отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации» (далее -распоряжение).

В настоящее время необходимо выстраивать работу по исполнению положений распоряжения. В первую очередь необходимо разработать четкий график вывода из эксплуатации свалок (путем их закрытия) и одновременного создания системы сбора коммунальных отходов в населенных пунктах, привязанных к закрываемым свалкам. В дальнейшем закрытые объекты должны быть ликвидированы или рекультивированы.

При этом потоки отходов направляются на объекты, внесенные в ГРОРО.

Обустройство контейнерных площадок:

Следует обратить внимание на необходимость обустройства и последующего содержания контейнерных площадок (мест накопления ТКО). Состав общедомового имущества определен статьей 36 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.

Работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") включают:
- организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;
- организацию сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Согласно пункту 13 Правил обращения с ТКО бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных дома, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Информирование и работа с населением:

Проводимая работа по переходу на новую систему обращения с ТКО может вызывать недовольство населения по ряду вопросов:
1. Рост платы за оказание услуг по сбору и вывозу ТКО. Совместно с организациями, осуществляющими транспортирование отходов, проработать вопрос снижения стоимости услуги от планируемого размера с постепенным ее увеличением до уровня обоснованных расходов.
2. Рост платы за размещение ТКО на объектах, внесенных в ГРОРО. С 2018 года при установлении тарифов на размещение отходов регулируемым организациями для расчета тарифа используются объемы ТКО, установленные территориальной схемой с учетом перенаправления потока отходов и межмуниципального использования полигонов. Таким образом, при увеличении объема поступаемых на полигон отходов, тариф на их размещение снижается.
3. Межмуниципальное использование полигонов ТБО, поступление отходов из других муниципальных образований (районов или городских округов). Не допускать препятствования со стороны организаций, эксплуатирующих полигоны, размещению отходов от населения с территорий других муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой. Предусматривать развитие полигонов и последующую их рекультивацию, при предоставлении муниципального имущества в пользование хозяйствующим субъектам. Прорабатывать вопросы благоустройства территорий сельских поселений, в которых размещены объекты размещения отходов за счет поступлений в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
4. Увеличение числа стихийных свалок. Необходимость проведения разъяснительной работы среди населения о недопустимости складирования отходов вне специально оборудованных для данных целей мест и размещения отходов в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства. Развитие общественного контроля за организациями, транспортирующими ТКО.
5. Увеличение нагрузки на окружающую среду в районе расположения объектов размещения отходов. Увеличение ежегодного количества размещаемых отходов на полигоне ведет к сокращению срока эксплуатации полигона, при этом общее количество допустимых к размещению отходов за время эксплуатации полигона не увеличивается, что не приводит к ухудшению экологической ситуации вокруг полигонов.

Необходимо активизировать разъяснительную работу с населением. Информирование населения о приоритетах развития отрасли обращения с отходами следует проводить как с личным участием руководителей ОМС, так и через глав поселений, старост населенных пунктов, старших по улице, руководителей предприятий и организаций.

В целях предотвращения недовольства граждан руководителям районов необходимо взять под личный контроль эксплуатацию полигонов в части соблюдения норм санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

 

Дата создания материала: 12-03-2018. История изменений

Муниципальное образование
Нагорский муниципальный район
Кировской области
613260, Кировская область, пгт Нагорск, ул. Леушина, 21
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Спасибо за вашу помощь!
captcha
Введите код: *